Живые картины:
от театра к мультимедиа

Уникальный креативный проект, реализуемый АНО «Театральная Экосистема»
совместнос Государственным Русским музеем,
Университетом ИТМО, СПГХПА им. А.Л.Штиглица
и Александринским театром
при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив

творческая лаборатория

Цель проекта – популяризация и репрезентация шедевров классического русского изобразительного искусства и традиций русского театра среди широкой публики посредством актуальных цифровых технологий, включая интерфейсы виртуальной, дополненной и смешанной реальности.

Формирование интереса к изучению русской живописи с помощью искусствоведческих и историко-просветительских лекций.

Театральная интерпретация и позиционирование русского изобразительного искусства в современной зрительской среде.

Популяризация русского изобразительного искусства средствами цифровых продуктов, включая цифровые интерфейсы виртуальной, дополненной и смешанной реальности.

Привлечение студентов и практикующих специалистов творческих и технических профессий, работающих над созданием цифровых продуктов для культурных институций.


В рамках проекта в Центре мультимедиа Русского музея проходят творческие встречи и лекционная программа по картинам из собрания Русского музея, отобранным для театрально-мультимедийной визуализации.

Лектор: Светлана Владимировна Бирюкова, искусствовед, заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея», автор мультимедийных ресурсов Русского музея.

АНТОН ЛОСЕНКО

Лекция, прочитанная в экспозиции Русского музея, посвящена первому полотну на тему отечественной истории «Владимир и Рогнеда»1770 года работы Антона Павловича Лосенко.

«Владимир, утвердясь на новгородском владении, посылает к полоцкому князю Рогвольду, чтоб ему отдал дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздраженный Владимир подвигнул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Рогвольда с двумя сынами лишив жизни, с высокомысленною Рогнедою неволею сочетался».

За эту картину в 1770 художник был удостоен звания академика и без баллотирования назначен адъюнкт-профессором ИАХ.

Борис Григорьев

Лекция посвящена шедевру Русского музея – портрету Всеволода Мейерхольда работы Бориса Григорьева.

Один из самых плодотворных и противоречивых периодов русской культуры, первая треть XX века, удивительно пересекается с нашим временем, точнее, закладывает все явления наших дней как в театре, так и в изобразительных искусствах.

Здесь проявляются и формализм авангарда, и глубочайший трагизм эпохи перелома, и даже эсхатологические нотки.

Лекция записана в Медиацентре Новой сцены Александринского театра.

Александр Головин

Лекция «Мечты об Испании» о творчестве Александра Яковлевича Головина.

Искусство Головина – и театрально-декорационное, и станковое – наполнено национальными культурными мирами от России до Пиреней.

Совершенно особым отношением окрашены многочисленные работы, посвященные Испании. Испанию он писал и рисовал везде, в Гранаде и Севилье, Петербурге и Париже, совершенствуя свой декоративный стиль эпохи символизма и русского модерна.

Лекция записана в Медиацентре Новой сцены Александринского театра.

Иван Билибин

Лекция «И. Я. Билибин. Царевна Лебедь и другие герои сказок».

Сказочные образы – это то уникальное явление, которое отличает художественную культуру русского модерна и в целом Серебряного века. Основой для создаваемых циклов сказок, театральных постановок, журнальной графики, стало изучение народной культуры, в том числе в составе этнографических экспедиций Русского музея на Север.

Лекция записана в Центре мультимедиа Русского музея.

МАРК ШАГАЛ

Лекция «Прогулка с Шагалом».

Воздушная стихия как территория любви – наверное, самый важный вклад художника в миры авангарда.

Формальные поиски стиля и сложная поэтика, в которой преломились разные культурные системы – искусство Марка Шагала, как никого другого, театрально и развивается во времени внутри каждого холста или рисунка.

Лекция записана в Центре мультимедиа Русского музея.

ПАВЕЛ ФЕДОТОВ - АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ - ВАСИЛИЙ МАКСИМОВ - ГРИГОРИЙ МЯСОЕДОВ

Лекция «Жанровые картины: крестьянские темы в русском реализме».

В кратком анализе встретились картины четырех художников XIX века:
– Венецианов А. Г. Утро помещицы. 1823;
– Федотов П. А. Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). Около 1851;
– Мясоедов Г. Г. Поздравление молодых в доме помещика. 1861;
– Максимов В. М. Семейный раздел. Третья четверть XIX века.
Собранные вместе, они дают представление как о социальных задачах визуальных искусств от 1820-х до 1870-х гг., так и о пластических решениях в русском искусстве, непосредственно связанных с крестьянской темой. От вопросов идеального к вопросам национального в искусстве живописи и театра.

Центр мультимедиа Русского музея

Премьерный показ «живых картин» 

Девять картин из собрания Русского музея вдохновили режиссеров Ярослава Морозова, Сергея Корнющенко, Евгению Игумнову и Игоря Мосюка на создание девяти мультимедийных мини-спектаклей, в которых воплотились сюжеты, подтексты, вечные вопросы и новые смыслы произведений изобразительного искусства.

Автор цифрового оформления сценической площадки – Светлана Бирюкова, искусствовед, заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея».

Премьерный показ состоялся 20 мая 2024 года.

театральный Этюд в цифровых декорациях

«Дон жуан»
(по Мольеру)

Интерпретация заключительной части пьесы Мольера, вдохновленная произведениями из коллекции Русского музея. Экспериментальный театральный этюд «Дон Жуан» в цифровых декорациях по мотивам картин Бориса Григорьева «Портрет Мейерхольда» и Александра Головина «Столовая у Дон Жуана».

Реализация проекта стала возможной благодаря грантовой поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, в рамках которой в 2024 году осуществляется модернизация Театрального зала Центра мультимедиа Русского музея.

Без Дон Жуана

Медиаинсталляция Татьяны Ра цифровых и аналоговых отражений, по мотивам картины «Столовая у Дон Жуана».

Инсталляция не просто иллюстрация современных цифровых технологий – это попытка через искусство получить новый эмоциональный опыт.

Автор проекта предлагает поразмышлять о личных ощущениях от отсутствия или присутствия Дон Жуана, поговорить с самим собой и погрузиться в выставочное пространство.


Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies